11 марта 2016 - Все новости

Законодательное совершенствование механизма государственной кадастровой оценки

11 марта в Перми состоялись Общественные слушания Общественной палаты Российской Федерации по вопросу совершенствования механизма государственной кадастровой оценки.

Модератор Слушаний – Д.В. Сазонов, председатель Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», открывая общественные слушания, сказал, что институт кадастровой оценки должен строиться на принципах публичности и прозрачности. Предложенный Минэкономразвития законопроект создает дискриминационные условия для граждан и бизнеса, при этом отрицается возможность оспаривания — важнейшего инструмента поиска справедливой стоимости. Мы рассчитываем на эволюционный путь развития ГКО.

Основным докладчиком по теме Слушаний выступил А.В. Каминский, руководитель Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре, Президент НП «СРОО «Экспертный совет».

Более подробно о событии можно узнать на сайте НП “СРОО “Экспертный Совет”.

Также вопросы, касающиеся темы кадастровой оценки, широко освещаются в Газете предпринимателей Пермского края “ДЕЛОВОЙ INТЕРЕС”.

Ключевая развилка в вопросе о государственной кадастровой оценке не пройдена! Оценочное и бизнес-сообщество отстаивает право на рыночную природу кадастровой стоимости и возможность оспаривания результатов кадастровой оценки. Министерство экономического развития Российской Федерации настойчиво продвигает правительственный законопроект по переформатированию кадастровой оценки в “деятельность” по установлению нормативной цены для налогообложения. Диалог власти с оценщиками, бизнесом, обществом, к сожалению, пока не получается. Тем не менее, именно благодаря консолидированной позиции оценщиков и общественности, удаётся, пусть медленно, но всё же смещать акценты в законопроекте МЭР в сторону интересов налогоплательщиков.

Подготовленный МЭР в мае 2015 года законопроект “О государственной кадастровой оценке” сразу же подвергся жёсткой критике со стороны профессионального оценочного сообщества по предложенным МЭР ключевым направлениям “реформирования” института кадастровой оценки:

  • вывод кадастровой оценки из сферы профессиональной деятельности оценщиков и передавали её в руки ГБУ – государственных бюджетных учреждений (тем самым ставя результат определения кадастровой стоимости под полный контроль региональных чиновников);
  • упразднение института оспаривания результатов кадастровой оценки и зависимости кадастровой стоимости от рыночной стоимости недвижимости (фактически возводя кадастровую стоимость в статус нормативной).

Негативные последствия инициативы МЭР были многократно обсуждены на общественных площадках, в их числе: Региональные объединения оценщиков, Общественная палата при Росреестре, Деловая Россия, ОПОРА РОССИИ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Агентство стратегических инициатив, Рабочая группа при Госдуме РФ, Общероссийский оценочный форум, Общественная палата Российской Федерации. На всех площадках инициатива Минэкономразвития России не получила поддержки. Одновременно – все площадки были проигнорированы представителями МЭР.

Тем не менее, консолидированная общественная позиция не могла остаться не услышанной, хотя реакция на неё и не была явной.

В декабре 2015 года Государственная Дума РФ не одобрила законопроект МЭР и предложила его существенно доработать. “Главным камнем преткновения стал вопрос подотчётности ГБУ региональным властям”. Прозвучало мнение, что “ситуация, когда оценщики подконтрольны властям, напрямую заинтересованным в налогах и соответственно завышенной стоимости, «это чистая коррупция»”.

18 февраля 2016 года состоялось совещание у первого вице-премьера Правительства РФ И.И. Шувалова, на котором законопроект МЭР рассматривался в очередной раз, но было принято два поворотных решения:

  • поручено законодательно закрепить положение об обязательном пересмотре кадастровой стоимости в случае падения рынка недвижимости в регионе более чем на 30% – это, по сути, взгляд в сторону рыночной природы кадастровой стоимости;
  • предложено частично вернуть досудебное оспаривание кадастровой стоимости.

Президент России В.В. Путин подписал перечень поручений Пр-300 от 16 февраля 2016 г. по оптимизации порядка уплаты гражданами земельного налога. Одно из поручений касается предложений по совершенствованию механизма государственной кадастровой оценки.

Наиболее позитивный вывод, который может сделать из текста поручений профессиональное оценочное сообщество – обсуждение ГКО на правительственном уровне продлено как минимум до октября 2016 года, что дает время для подготовки содержательных предложений.

При этом в документе не упоминается передача полномочий по определению кадастровой стоимости ГБУ, а значит, альтернатива государственной монополии по-прежнему остается.

В октябре 2015 года депутатами Государственной Думы А.Д.Крутовым, И.Д.Грачевым, О.Г.Дмитриевой, Н.Р.Петуховой внесен проект федерального закона № 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации». Это альтернативный правительственному законопроект, предполагающий эволюционный путь развития института кадастровой оценки в РФ.

В работе над депутатским законопроектом активно участвуют представители ООО “ТИТАН-ОЦЕНКА”.

В настоящее время депутатский законопроект рассматривается Государственной Думой в первом чтении.

Ответственный комитет: Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, пока сдержан в своих оценках: “считает, что депутатский законопроект соответствует части третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статье 105 Регламента Государственной Думы и предлагает принять его к рассмотрению Государственной Думой”.

Комитет-соисполнитель: Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, не поддержал концепцию законопроекта и рекомендовал Государственной Думе отклонить проект федерального закона№ 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации» при его рассмотрении в первом чтении. Причины несогласия комитета с законопроектом имеют принципиальный характер и диаметрально противоположны мнению общества:

  • “нельзя согласиться с базовым постулатом предложенной концепции, согласно которому под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость объекта оценки…”;
  • “в законопроекте сохранена экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости и отчетов об определении рыночной стоимости, на основе которых осуществляется оспаривание кадастровой стоимости…”;
  • “приведет… к сохранению тенденции к сокращению налоговых поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты”.

Интересен для рассмотрения и Официальный отзыв правительства РФ: предложен отдельный законопроект без внесения изменений в Закон об оценке, с дублирующими Закон об оценке положениями – это расходится с принципами нормативной экономии и определенности правового регулирования. Собственно об этом всегда говорило профессиональное оценочное сообщество – все положения о кадастровой оценке сегодня сформулированы в Законе об оценочной деятельности и для дальнейшего эволюционного развития необходимо лишь их тонкая настройка. Однако, Правительство РФ пошло другим путём – кадастровой оценке нужен новый отдельный закон. Нужен – нате!..

Также в Официальном отзыве правительства РФ даётся интересная характеристика в поддержку законопроекта, подготовленного МЭР: передача кадастровой оценки в бюджетные учреждения позволит обеспечить концентрацию ответственности за результаты ГКО, высокую прозрачность процедуры определения кадастровой стоимости по единой методологии, сопровождение её результатов. При этом Правительство видимо не смущает тот факт, что ни одно из отмеченных им положительных качеств законопроекта МЭР не было выявлено общественностью.

Комитет Совета Федерации по экономической политике составил отзыв в поддержку депутатского законопроекта № 914532-6 «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации», в числе прочего, отметив его положительные качества:  “В законопроекте закрепляется принцип открытости процедур государственной кадастровой оценки, который реализуется установлением обязанности органов по размещению соответствующей информации на всех этапах государственной кадастровой оценки, на официальных сайтах различных органов, в периодических печатных изданиях. Под кадастровой стоимостью понимается рыночная стоимость, установленная в порядке, предусмотренном законопроектом”. К сожалению, данный отзыв отсутствует на сайте Госдумы РФ.

Противостояние власти и общества на поле битвы за кадастровую оценку продолжается. Надеемся, что противостояние всё же перерастёт в сотрудничество и интересы общества будут соблюдены.