Территориальное планирование на муниципальном уровне

Документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы городских и сельских поселений;
3) генеральные планы городских округов.

В результате качественной разработки документов территориального планирования, муниципальное образование получает не просто набор разрозненной информации, а проанализированный, визуализированный на карте свод данных, включающий все возможные сведения о земельном фонде и функциональном назначении территорий, состоянии и планируемом развитии социальной сферы, экономики, инженерной и транспортной инфраструктур, источниках потенциальной опасности и негативного воздействия на окружающую природную среду, установленных зонах ограничения хозяйственной деятельности, историко-культурном и природном потенциале территории.

Документы территориального планирования муниципальных образований являются инструментом реализации программ развития на муниципальном уровне и основанием для разработки таких программ и внесения в них изменений.

Как правило, муниципальные власти изначально редко располагают объемом информации, достаточным для эффективного планирования развития территорий. Значимые данные либо находятся в головах ответственных сотрудников (не редко – бывших), либо недоступны для муниципальной власти в силу режимов коммерческой тайны, например: энергосетевых и газораспределительных компаний. Нередко, в муниципалитете нет специалистов, способных запросить и обработать доступные для получения данные. На собственном опыте убедились, что реальное планирование социально-экономического развития на муниципальном уровне начинается только после разработки документов территориального планирования. Схемы территориального планирования и генеральные планы заполняют нишу информационного вакуума в муниципалитетах и становятся первой ступенью от ручного управления территорией к её осознанному и планомерному развитию.

Стоит отметить, что документы территориального планирования не только служат достижению стратегических целей, но также применимы и для решения повседневных управленческих задач.

СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ

Схемы территориального планирования муниципальных районов позволяют принимать решения (ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ):
1)      о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2)      о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, для целей, связанных с размещением объектов федерального, регионального, местного значения;
3)      о переводе земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую, для целей, не связанных с размещением объектов федерального, регионального, местного значения муниципальных районов;
4)      о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального, местного значения.

При отсутствии схемы территориального планирования муниципального района не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории в случаях, предусматривающих размещение объектов местного значения муниципального района (ч.6 ст.45 Градостроительного кодекса РФ).

В случае, если в границах муниципального района расположены межселенные территории, то в отношении данных территорий схема территориального планирования района выполняет те же прикладные функции, что и генеральные планы для территорий поселения, городского округа.

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

Генеральные планы городских и сельских поселений, городских округов, позволяют решать следующие прикладные задачи (ч.4 ст.9 Градостроительного кодекса РФ):
1)      принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
2)      принимать решения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, для целей, связанных с размещением объектов федерального, регионального, местного значения;
3)      принимать решения о переводе земель из одной категории в другую для размещения объектов местного значения поселений, городских округов и для обеспечения инвестиционной деятельности частных инвесторов (т.е. для целей, не связанных с размещением объектов федерального, регионального, местного значения муниципальных районов);
4)      принимать решения о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения объектов федерального, регионального, местного значения;
5)      устанавливать или изменять границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (ч.1 ст.84 Земельного кодекса РФ).

При отсутствии генерального плана поселения, городского округа не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории в случаях, не предусматривающих размещение объектов федерального, регионального, местного значения муниципального района (ч.6 ст.45 Градостроительного кодекса РФ).

Генеральные планы могут разрабатываться, как применительно ко всей территории поселения или городского округа, так и применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

В случае, если в поселении, городском округе утвержден генеральный план применительно к  отдельным населенным пунктам, в последующем в такой генеральный план вносятся изменения, относящиеся к другим частям территорий поселения, городского округа.

Разработка генеральных планов для отдельных населенных пунктов и внесение изменений в генеральные планы востребованы при расширении границ земель населенных пунктов (перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли населенных пунктов), размещении производственных площадок (перевод земель в категорию земли промышленности) и объектов рекреации (перевод земель в категорию земли особоохраняемых территорий и объектов).

Законодатель особо выделяет возможность подготовки генеральных планов (внесений изменений в генеральные планы) применительно к отдельным населенным пунктам в части установления или изменения границ населенных пунктов (ч.2 ст.23 Градостроительного кодекса РФ). Также ч.18 ст.24 Градостроительного кодекса установлено, что внесение в генеральные планы изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения публичных слушаний.

ЗАКАЗАТЬ РАЗРАБОТКУ документа территориального планирования.